» УРОЛОГИЯ » простатит

Мужчинам на заметку

Пациенту следует помнить, что при лечении различного рода уретритов не стоит забывать и о последствиях - простатие, эпидидимите (воспаление придатка яичка)!

Одной противохламидийной (или другой специфической) терапии явно недостаточно для достижения излечения больных хламидийным (или другим) простатитом.

Мы рекомендуем применять комплексную терапию, включающую методы стимуляции защитных реакций организма, протеолитические ферменты, комбинированную антибактериальную терапию и тщательное местное лечение с использованием разнообразных препаратов непосредственного воздействия на очаги воспаления в уретре и предстательной железе, а также различных форм физиотерапии.

Простата (Предстательная железа)

- это железисто-мышечный орган, имеющий форму усеченного конуса. Некоторым урологам она по конфигурации напоминает сердце. В связи с этим и по значимости в жизни мужчины ее считают "вторым сердцем мужчины". Вертикальный размер предстательной железы - около 3 см, горизонтальный - 4 см, толщина - 2,5 см. Через ее толщу из мочевого пузыря проходит мочеиспускательный канал (предстательная часть), продолжаясь далее в половом члене. В предстательной железе различают 3 доли: 2 боковые - правую и левую, разделенные между собой, и срединную долю, являющуюся перешейком. Она располагается между задней поверхностью предстательной части мочеиспускательного канала, дном мочевого пузыря и обоими семявыносящими протоками. Предстательная железа состоит из 30-50 ацинусов - небольших железок, разделенных прослойками из соединительной ткани с гладкими мышечными волокнами. Эти железки имеют тонкие выводные протоки, определяемые микроскопически, открывающиеся на задней стенке мочеиспускательного канала (задней уретры), в которую переходит ее предстательная часть, сразу же под мочевым пузырем. Здесь же, над выводными протоками предстательной железы, расположен семенной бугорок, или холмик. В подслизистом слое предстательной части мочеиспускательного канала располагаются парауретральные (околоуретральные) железы. Их протоки открываются в предстательную железу.

Снаружи предстательная железа покрыта относительно плотной капсулой, содержащей эластические (соединительно-тканные) волокна и мощные пучки гладких мышц, образующих кольцевую предстательную мышцу. Расположена предстательная железа глубоко в области таза под мочевым пузырем. Задняя ее поверхность снизу соприкасается через соединительно-тканную мембрану с прямой кишкой.

Простата имеет мощную иннервацию, чем и объясняются выраженные боли при ее заболеваниях.

Предстательная железа выделяет слабощелочной секрет, составляющий 25-35% плазмы (жидкой части) эякулята, выбрасываемого из наружного отверстия мочеиспускательного канала при завершении полового акта. В ее секрете содержится значительное количество зернышек - липоидных телец, которые придают ему опалесцирующий беловатый оттенок. Во время оргазма и семяизвержения в задний отдел мочеиспускательного канала поступают не только сперматозоиды из придатков яичек и содержимое семенных пузырьков, но и секрет предстательной железы, который выдавливается из всех 30-50 железок-ацинусов. Характерный запах спермы, сравниваемый с запахом свежих огурцов или каштанов, обусловлен наличием спермина в секрете предстательной железы. Содержание его в железе зависит от концентрации в крови мужского полового гормона - тестостерона, образование которого связано с функцией яичек.

На образование тестостерона отрицательно могут влиять не только заболевания яичек и их травмы, а также эндокринные железы (гипоталамус, гипофиз, надпочечники). При простатите же реальной причиной уменьшения содержания спермина является местный воспалительный процесс.

В предстательной железе образуется лимонная кислота, влияющая на жизнедеятельность сперматозоидов, содержатся ферменты - щелочная и кислая фосфатаза. В норме имеется небольшое количество лейкоцитов - белых кровяных телец. При микроскопическом исследовании их насчитывают от 2 до 6 лейкоцитов в поле зрения, при воспалительном процессе их число значительно увеличивается.

Семяизвержение является физиологическим актом, способствующим оттоку секрета предстательной железы и ликвидации его застоя, который может стать предрасполагающим фактором в возникновении воспалительного процесса.

Семенной пузырек

- это парный железистый полый орган, имеющий веретенообразную форму, несколько напоминающий гроздь винограда или морскую губку. Длина его равна 5 см, ширина - 2 см, толщина - 1 см. Он представляет собой извитую трубку с выпячиваниями. Верхний расширенный конец называют основанием, которое продолжается книзу в тело, переходящее далее в собственный выделительный проток, соединяющийся с семявыносящим протоком. При этом образуется семявыбрасывающий проток.

Семенные пузырьки располагаются над предстательной железой справа и слева, позади мочевого пузыря, с которым они плотно связаны. Задней поверхностью они прилегают к ампуле прямой кишки. Стенка семенного пузырька состоит из наружной соединительно-тканной оболочки, продольных и круговых мышечных волокон. Полость пузырьков выстлана слизистой оболочкой.

Секрет семенных пузырьков представляет собой вязкую, беловато-серую желатиноподобную жидкость, которая в первые минуты после семяизвержения составляет 50-60 % семенной жидкости. Наиболее важной функцией семенных пузырьков является секреция фруктозы, уровень которой зависит от содержания в крови мужчины мужского полового гормона - тестостерона. Это свидетельствует о том, что семенные пузырьки являются гормонозависимым органом. Фруктоза служит источником энергии и поддерживает подвижность сперматозоидов. Секретируются и другие составные части спермы: азотистые вещества, белки, инозит, аскорбиновая кислота, простагландины и др. Секрет семенных пузырьков, имеющий рН 7,3, примешиваясь к секрету яичек при семяизвержении (эякуляции), играет роль защитного коллоида (белка) и повышает устойчивость сперматозоидов.

При нереализованном половом возбуждении сперматозоиды попадают в семенные пузырьки, где они могут поглощаться клетками - спермиофагами; возможна резорбция (всасывание) и жидких компонентов спермы